theallexbekk (theallexbekk) wrote,
theallexbekk
theallexbekk

«НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ»

Оригинал взят у psyont в «НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ»
Оригинал взят у konsul_777_999 в «НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ»
Соединяя континенты Идея нового Шелкового пути НЕ нова. Последние несколько лет можно было часто увидеть в интернете статьи, в которых авторы анализировали многочисленные новости, связанные с транспортным строительством в Азии. Призывы построить новый Шелковый путь звучали уже давно, однако оставались лишь сотрясанием воздуха. В 1998 году США предприняли попытку возродить Шелковый путь, создав длинный транспортный коридор из Китая в Европу в обход России. Этот проект получил название «ТРАСЕКА». Но, несмотря на все попытки, проект оказался неудачным. Многие говорили, что Россия должна использовать свое уникальное географическое положение, чтобы соединить Европу и Азию транспортным коридором. Однако в то время Россия была занята другими проблемами, а потому подобные проекты отодвигались на неопределенное будущее. Однако все изменилось в 2013 году. В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин начал турне по странам Средней Азии. Во время посещения Казахстана он сделал заявление, что КНР намерена создать «экономический пояс Шелкового пути», соединив тем самым Восточную, Центральную, Южную и Западную Азию транспортным коридором, который сможет в разы упростить и ускорить грузоперевозки в Азии, а в перспективе, и во всей Евразии. По задумке, данный коридор должен выступить альтернативой Суэцкому каналу и ускорить грузоперевозки почти в два раза.

Да­вай­те рас­смот­рим, за­чем Ки­таю нуж­но стро­и­тель­ство но­во­го Шел­ко­во­го пути. Без­услов­но, но­вый транс­порт­ный ко­ри­дор ста­нет глот­ком све­же­го воз­ду­ха для ки­тай­ской эко­но­ми­ки. Ки­тай нуж­да­ет­ся, во-пер­вых, в по­став­ках энер­го­ре­сур­сов из раз­ных стран, а во-вто­рых, в рын­ках сбы­та мно­го­чис­лен­ной про­дук­ции, про­из­во­дя­щей­ся на тер­ри­то­рии КНР. Обе эти за­да­чи спо­со­бен ре­шить Шел­ко­вый путь.

Что это зна­чит для Рос­сии? Как толь­ко на­ме­ре­ние стро­и­тель­ства но­во­го Шел­ко­во­го пути было озву­че­но ки­тай­ским ли­де­ром, в рос­сий­ской прес­се на­ча­ли по­яв­лять­ся одна за дру­гой па­ни­кер­ские ста­тьи, что Рос­сия те­ря­ет Сред­нюю Азию, что Ки­тай бро­са­ет вы­зов Евразий­ско­му со­ю­зу, что Рос­сия те­ря­ет по­зи­ции и мно­гое дру­гое. Что же, все­гда нуж­но от­но­сить­ся на­сто­ро­жен­но к ини­ци­а­ти­вам на­ших кон­ку­рен­тов, од­на­ко в этот раз все ока­за­лось не так уж и пло­хо.

«Ки­тай пред­ло­жил Рос­сии и Ин­дии со­здать но­вый Шел­ко­вый путь». Имен­но под та­ким за­го­лов­ком вы­шла ста­тья от 02.02.2015-го года в РИА Но­во­сти. И Рос­сия бла­го­склон­но под­дер­жа­ла эту ини­ци­а­ти­ву. По сути, со­зда­ние Шел­ко­во­го пути во­все не озна­ча­ет утра­ту Рос­си­ей Сред­ней Азии. Ки­тай, в от­ли­чие от США и Рос­сии, пока что не вме­ши­ва­ет­ся во внут­рен­нюю по­ли­ти­ку го­су­дарств. Тем бо­лее, он при­зна­ет, что этот ре­ги­он на­хо­дит­ся в сфе­ре ин­те­ре­сов Рос­сии и во­все на него не пре­тен­ду­ет. Внеш­не­по­ли­ти­че­ские ам­би­ции Ки­тая на се­го­дняш­ний день ле­жат ско­рее в Юго-Во­сточ­ной Азии. А что­бы их ре­а­ли­зо­вы­вать, Ки­таю ну­жен ста­биль­ный тыл, нуж­но спо­кой­ствие на за­пад­ных гра­ни­цах. Стра­ны Цен­траль­ной Азии Ки­таю нуж­ны ис­клю­чи­тель­но для сбы­та сво­ей про­дук­ции.

Од­на­ко для Рос­сии есть и ми­нус. Доля прав­ды в па­ни­че­ских ста­тьях при­сут­ству­ет. Хоть сей­час Ки­таю и вы­год­на ста­биль­ность на за­пад­ных гра­ни­цах, это не озна­ча­ет, что он не вос­поль­зу­ет­ся эко­но­ми­че­ским ры­ча­гом «Шел­ко­вый путь» при необ­хо­ди­мо­сти. Стра­ны Цен­траль­ной Азии риску­ют стать слиш­ком за­ви­си­мы­ми от ки­тай­ской про­дук­ции, и то­гда он смо­жет, ис­поль­зуя этот ры­чаг, за­ста­вить их из­ме­нить курс. Но та­ко­ва лишь ги­по­те­ти­че­ская воз­мож­ность.

Строим новый миропорядок

За по­след­нее вре­мя идея со­зда­ния Шел­ко­во­го пути об­рос­ла мно­же­ством по­дроб­но­стей и но­вых про­ек­тов. Од­на­ко, несмот­ря на это, до сих пор труд­но обо­зна­чить, ка­кие из этих пла­нов нач­нут ре­а­ли­зо­вы­вать­ся, а ка­кие бу­дут от­верг­ну­ты.

Что же до рос­сий­ско­го от­рез­ка Шел­ко­во­го пути, на се­го­дняш­ний день об­суж­да­ет­ся два про­ек­та: ис­поль­зо­ва­ние Трас­си­бир­ской ма­ги­стра­ли (для чего тре­бу­ет­ся ее ре­кон­струк­ция и мо­дер­ни­за­ция), а та­к­же вос­ста­нов­ле­ние вет­ки КВЖД, ко­то­рая со­еди­ня­ет рос­сий­ский Даль­ний Во­сток с ки­тай­ской Мань­чжу­ри­ей. Гла­ва Рос­сий­ско­го Фон­да пря­мых ин­ве­сти­ций Ки­рилл Дмит­ри­ев со­об­щил:

«Маршрут как раз выбирается. Здесь должна быть довольно активная позиция России. Президент РФ сегодня говорил о том, что у нас есть очень много инфраструктурных возможностей для того, чтобы часть этого пути шла через Россию. Безусловно, партнерство между Россией и Китаем - очень сильное партнерство, и мы считаем, что этот проект «Шелкового пути» будет идти, в том числе, и по территории России» .

Пе­ред про­ек­том сто­ит еще боль­шое ко­ли­че­ство про­блем, ко­то­рые нуж­но бу­дет ре­шать в са­мое бли­жай­шее вре­мя. Это и от­сут­ствие ло­ги­сти­ки, и вет­хая, не при­спо­соб­лен­ная к огром­ным гру­зо­пе­ре­воз­кам, ин­фра­струк­ту­ра, это от­сут­ствие ком­пе­тент­ных кад­ров, раз­лич­ное за­ко­но­да­тель­ство стран и раз­лич­ная та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка, ко­то­рую еще надо уни­фи­ци­ро­вать под Шел­ко­вый путь, а та­к­же необ­хо­ди­мость вы­брать фор­мат про­ек­та (либо ко­ри­дор, либо се­те­вые ко­ри­до­ры). Од­на­ко, если гру­зы пой­дут че­рез Рос­сию, мно­гие про­бле­мы удаст­ся ре­шить, так как:

«В европейской части России есть отлаженная логистика. Вокруг портов в Санкт-Петербурге или Новороссийске товары могут быть отправлены по любым направлениям в Европу. Через Актау по Волге можно привезти груз в любое место европейской части России. Кроме того в европейской части России - в Саратове, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и других городах созданы многочисленные промышленные кластеры, которые являются центром притяжения для грузопотоков. Санкт-Петербург остается идеальным местом для грузопотока, поскольку помимо инфраструктуры и множества океанских линий там полмиллиона человек работает на логистику. Это брокеры, стивидоры, страховщики, сами логисты – все вплоть до гастарбайтеров».

В слу­чае успеш­ной ре­а­ли­за­ции этих мер, ми­ро­вой гру­зо­по­ток из­ме­нит­ся, роль мор­ских пу­тей и ка­на­лов умень­шит­ся, что бу­дет крайне не вы­год­но как США, так и ряду ев­ро­пей­ских и араб­ских стран, при­вык­ших по­лу­чать пре­иму­ще­ства от кон­тро­ля ос­нов­ных мор­ских тор­го­вых пу­тей.

По­ми­мо из­ме­не­ния марш­ру­тов гру­зо­пе­ре­во­зок, но­вый Шел­ко­вый путь мо­жет стать при­чи­ной из­ме­не­ния фи­нан­со­во­го по­ряд­ка в мире. Еще ко­гда толь­ко этот про­ект был на ста­дии об­суж­де­ния, ки­тай­цы спра­вед­ли­во за­да­лись во­про­сом: от­ку­да брать день­ги на мо­дер­ни­за­цию ин­фра­струк­ту­ры, про­кла­ды­ва­ние но­вых до­рог и зар­пла­ту кад­рам? Ко­неч­но, ки­тай­цы со­би­ра­ют­ся сами вкла­ды­вать­ся в стро­и­тель­ство Шел­ко­во­го пути в дру­гих стра­нах, а та­к­же ак­тив­но при­вле­кать ин­ве­сто­ров, од­на­ко под­сче­ты по­ка­за­ли, что этих мер бу­дет со­всем мало.

«Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай будет оказывать содействие странам, входящим в эти зоны сотрудничества, в строительстве объектов инфраструктуры, включая транспортную сеть, объекты электроснабжения, телекоммуникации. Важную роль в финансировании этих проектов, по его словам, должно сыграть создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
О намерении создать АБИИ заявили 24 октября в Пекине представители 21 азиатской страны, подписавшие соответствующий меморандум. Уставной капитал банка составит $100 млрд, а первоначальный акционерный капитал – $50 млрд. Штаб-квартира банка, который по планам должен быть создан к концу 2015 года, расположится в Пекине».

Ино­гда AIIB рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­пер­ник для МВФ, Все­мир­но­го бан­ка и Ази­ат­ско­го бан­ка раз­ви­тия (АБР), в ко­то­рых, по за­яв­ле­ни­ям AIIB, пре­об­ла­да­ют раз­ви­тые стра­ны, та­кие как Со­еди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки и Япо­ния. Ки­тай, поль­зу­ясь мо­мен­том, со­зда­ет аль­тер­на­тив­ные фи­нан­со­вые ин­сти­ту­ты, в ко­то­рых ре­ша­ю­щую роль бу­дет иг­рать он сам, а не США.

Так, при­со­еди­не­ние Рос­сии к стро­и­тель­ству но­во­го Шел­ко­во­го пути бу­дет спо­соб­ство­вать успеш­ной ре­а­ли­за­ции про­ек­та. Стро­и­тель­ство ин­фра­струк­ту­ры и но­вых фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов бу­дет спо­соб­ство­вать из­ме­не­нию ба­лан­са сил. Имен­но так стра­ны Азии, со­еди­няя кон­ти­нен­ты, стро­ят но­вый ми­ро­по­ря­док.
источник

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author